КОНТЕЙНЕРЫ: ПРОДАЖА, АРЕНДА
ДОСТАВКА ПО РОССИИ ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Поиск
» » » Идентификация и маркировка контейнеров

Идентификация и маркировка контейнеров

Обозначения типов контейнеров

Для удобства идентификации контейнеров в стандарте ISO 6346:1995 были введены "групповые коды", состоящие из двух латинских букв:

  • GP (General Purpose) — стандартный (общего назначения, универсальный) контейнер
  • DC (Dry Container) — сухой контейнер, очень часто используется вместо GP
  • RE, RT, RS (Reefer) — контейнер-рефрежиратор
  • HI, HR (Insulated) — изолированный (термический, термоизолированный) контейнер
  • VH (Ventilated) — контейнер с немеханической системой вентиляции в нижней и верхней частях грузового пространства (вентилируемый контейнер)
  • UT (OT — Open Top) — контейнер с открытым верхом
  • PF, PS, PC, PL (Flat / Platform) — контейнер-платформа
  • TN, TG, TD (Tank) — контейнер-танк (наливной контейнер)
  • BU, BK (Bulk) — контейнер для насыпных грузов
  • HC (High Cube) — увеличенный по высоте контейнер (высота увеличена на один фут в сравнении со стандартным контейнером)
  • SN (Named Cargo Container) — серия специальных контейнеров (для транспортировки автомобилей, скота, свежей рыбы и т.д.)
  • PW (Pallet Wide) — увеличенный по ширине контейнер (242—245 см, позволяет разместить рядом два стандартных палета по 120 см)
  • AS (Air/Surface Container) — авиационно-наземный контейнер

Основная маркировка контейнера

Основная система идентификации (identification system) контейнера состоит из следующих основных элементов:

  • кода владельца - три буквы;
  • идентификатора категории оборудования - одна буква;
  • серийного номера - шесть арабских цифр;
  • контрольного числа - одна арабская цифра.

Код владельца (owner code) состоит из трех прописных букв латинского алфавита. Он является уникальным и регистрируется в Международном бюро по контейнерам (Bureau International des Conteneurs, BIC). Регистрация проводится непосредственно в Международном бюро по контейнерам, либо национальными регистрационными организациями - филиалами Международного бюро по контейнерам, либо в России - Российским морским регистром судоходства (BIC NRO).

Идентификатор категории оборудования (equipment category identifier) состоит из одной прописной буквы латинского алфавита:
  U - для всех грузовых контейнеров;
  J - для съемного оборудования, относящегося к грузовым контейнерам;
  Z - для трейлеров и шасси;
  R - для рефрижераторных контейнеров.

Серийный номер (serial number) контейнера состоит из шести арабских цифр. Если количество цифр серийного номера не равно шести, то перед этими цифрами вместо недостающих цифр ставят нули так, чтобы общее количество цифр серийного номера было равно шести. (Например, если используются цифры 1234, то серийный номер должен быть 001234).

Контрольное число (check digit) является средством контроля достоверности кода владельца и серийного номера. Контрольное число имеет отношение только к коду владельца, идентификатору категории оборудования и серийному номеру контейнера.

Определение контрольного числа.

Для определения контрольного числа системы идентификации контейнера должны быть выполнены следующие действия:

1. Цифровое эквивалентное значение кода владельца, идентификатора категории и серийного номера.

Каждой букве кода владельца, идентификатора категории оборудования и каждой цифре серийного номера должно быть последовательно присвоено цифровое эквивалентное значение в соответствии с этой таблицей:

Код владельца / Идентификатор категории оборудования Серийный номер
Буква Цифровое эквивалентное значение Буква Цифровое эквивалентное значение Цифровое и эквивалентное значение *
A 10 N 25 0
B 12 O 26 1
C 13 P 27 2
D 14 Q 28 3
E 15 R 29 4
F 16 S 30 5
G 17 T 31 6
H 18 U 32 7
I 19 V 34 8
J 20 W 35 9
K 21 X 36  
L 23 Y 37  
M 24 Z 38  

Примечание:
* Серийный номер и его эквивалентное значение идентичны
  Эквивалентные значения 11, 22 и 33 опускаются, так как они кратны модулю (см. п.3).

2. Весовой коэффициент.

Каждое цифровое эквивалентное значение, определяемое согласно пункту 1, должно быть последовательно умножено на весовой коэффициент в диапазоне от 20 до 29. Весовой коэффициент 20 относится к первой букве кода владельца и затем последовательно возрастает на степень от 20 до 29 для последней цифры серийного номера.

3. Модуль.

Сумма произведений, полученных согласно пункту 2, должна быть разделена на модуль 11.

4. Значение контрольного числа.

В таблице ниже представлены значения контрольного числа, соответствующие значению остатка от деления, выполненного по пункту 3.

Остаток Контрольное число
10 0
9 9
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
0 0

Примечание:
Для устранения появления дубликата в виде значения 0, получаемого как от остатка 10, так и от остатка 0, не рекомендуется использовать серийные номера с остатком 10.

5. Пример расчета контрольного числа.

I. Код владельца Серийный номер
C S Q U 3 0 5 4 3 8
II. Эквивалентное значение
13 30 28 32 3 0 5 4 3 8
III. Весовой коэффициент
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
1 2 4 8 16 32 64 128 256 512
IV. Результат перемножения столбцов в линиях II и III         
13 60 112 256 48 0 320 512 768 4096

Сумма результатов в линии IV = 6185.

Сумма, деленная на модуль 11 (одиннадцать) 6185 : 11 = 562,2727

Расчет остатка: 6185 - (562 х 11) = 3.

При помощи таблицы (см. пункт 4) определяем контрольное число - 3.

Код страны состоит из двух прописных букв латинского алфавита. Коды стран описаны в стандарте ISO 3166. Код означает страну, в которой зарегистрирован код контейнера, и не говорит о стране нахождения или национальности владельца или оператора контейнера. Код страны является не обязательным и может не наноситься на контейнер.

Код размера контенера (внешние габариты) обозначают двумя буквенно-цифровыми символами:
  - первый - цифровой или буквенный символ, обозначает длину;
  - второй - цифровой или буквенный символ, обозначает ширину и высоту.
Оба символа определяют в соответствии приведенными ниже таблицами:

Первый символ кода размера

Длина контейнера Символ кода
миллиметры футы дюймы
2991 10   1
6058 20   2
9125 30   3
12192 40   4
Резервный 5
Резервный 6
Резервный 7
Резервный 8
Резервный 9
7150     A
7315 24   B
7430 24 6 C
7450 - - D
7820 - - E
8100 - - F
12500 41   G
13106 43   H
13600 - - K
13716 45   L
14630 48   M
14935 49   N
16154 -   P
Резервный R

Второй символ кода размера

Высота контейнера        Символ кода  
Ширина контейнера, мм  
миллиметры футы дюймы 2438 более 2438
и менее или
равно 2500
более
2500
2438 8   0    
2591 8 6 2 C L
2743 9   4 D M
2895 9 6 5 E N
более 2895 более 9 6 6 F P
1295 4 3 8    
менее или
равно 1219
менее или
равно 4
  9    

Код типа контенера обозначают двумя символами:
  - первый - буквенный символ, обозначает тип контейнера;
  - второй - цифровой символ, обозначает основные характеристики данного типа контейнера.
Данные символы определяют в соответствии с приложением Е международного стандарта ISO 6346:1995 или приложением E национального стандарта ГОСТ Р 52524-2005 (идентичен ISO 6346:1995).

Максимальная масса брутто (вес контейнера) и масса тары указывается в килограммах (kg) и фунтах (Ib). Максимальная масса брутто, указанная на контейнере, должна быть идентична максимальной массе брутто, указанной на табличке Международной конвенции по безопасным контейнерам (КБК), ООН/ИМО (International Convention for Safe Containers (CSC), UN/IMO).
В дополнение к максимальной массе брутто и массе тары допускается указывать максимальную массу нетто или максимальную полезную нагрузку, а также объем (вместимость) контейнера (куб.м).

Таблички, прикрепляемые на контейнер

В связи с тем, что контейнер является транспортным оборудованием для перевозок грузов не только в пределах одной страны, но и между государствами, он должен быть не только стандартным в отношении размеров, но и безопасным при перевозках. Это достигается его конструкцией, применяемыми материалами и прочностью. В подтверждение этого на контейнер прикрепляется табличка с данными в соответствии с Конвенцией по безопасным контейнерам (CSC), которая выдается квалификационным и надзорным органом страны происхождения (если таковой имеется) или другой страны. Контейнер с такой табличкой считается аттестованным на предмет безопасности для стран, подписавших CSC.
Табличка безопасности (CSC Safety Approval) прикрепляется на левой двери контейнера, обычно в нижней ее части. На табличке должны быть отражены следующие сведения:
  1. Страна, предоставившая допущение, и номер допущения (страна, предоставившая допущение, должна обозначаться отличительным знаком, используемым для обозначения страны регистрации автотранспортных средств, находящихся в международном движении);
  2. Дата (месяц и год) изготовления;
  3. Идентификационный номер контейнера, присвоенный заводом-изготовителем, или для существующих контейнеров, у которых этот номер неизвестен, номер, присвоенный администрацией;
  4. Максимальный эксплуатационный вес брутто (килограммы и фунты);
  5. Допустимый вес на штабелирование при 1,8 g (килограммы и фунты), где g - ускорение силы тяжести;
  6. Величина нагрузки при поперечном испытании на жесткость конструкции (килограммы и фунты);
  7. Прочность торцовой стенки (указывается в табличке только в том случае, если торцовые стенки рассчитаны на нагрузку, составляющую меньше или больше 0,4 от максимальной допустимой полезной нагрузки, т. е. 0,4 Р);
  8. Прочность боковой стенки (указывается на табличке только в том случае, если боковые стенки рассчитаны на нагрузку, составляющую меньше или больше 0,6 от максимальной допустимой полезной нагрузки, т. е. 0,6 Р);
  9. Дата (месяц и год) первого профилактического осмотра новых контейнеров и даты (месяц и год) последующих профилактических осмотров, если табличка используется для этой цели.
Объемы и методики обязательных испытаний контейнеров содержатся в стандартах ISO 1496.

В целях обеспечения беспрепятственных и сохранных перевозок грузов в международном сообщении через пограничные переходы, контейнер снабжается табличкой (Approved For Transport Under Customs Seal), свидетельствующей о допущении к перевозке с таможенными печатями и пломбами. Табличка подтверждает соответствие крупнотоннажного контейнера требованиям Таможенной конвенции, касающимся контейнеров, и обязательна при перевозке грузов в крупнотоннажных контейнерах в международном сообщении.

На контейнере также могут находиться таблички с информацией о производителе, владельце и операторе контейнера, о сроках (месяц и год) очередного капитального ремонта (в т.ч. на боковых стенках контейнера).

Обычно все таблички объединены в одном месте. Примеры и вид табличек приведены на этом рисунке.

 

Дополнительная маркировка контейнера

Символ обозначения контейнера, используемого для транспортирования воздушным и наземным видами транспорта. Символ должен быть расположен в верхних левых углах торцевых стенок и примыкающих к ним углах крыши, а также в верхних левых углах боковых стенок контейнера. Цвет символа должен быть черным. Если цвет самого контейнера черный, необходимо использовать в качестве фона панель соответствующего цвета, предпочтительно белого.

Предупреждающий знак опасности поражения электрическим током. На контейнеры, оборудованные боковыми лестницами, должен быть нанесен знак опасности поражения электрическим током - символ черного цвета на желтом фоне, окруженном черным бордюром. Знак следует располагать рядом с лестницей.

 

Знак высоты контейнера высотой более 2,6 м (8 футов 6 дюймов). Контейнеры высотой более 2,6 м (8 футов 6 дюймов) маркируют следующим образом:
  a) знак высоты наносят на обеих сторонах контейнера;
  b) чередующиеся черные и желтые полосы должны быть расположены на верхних элементах каждой торцевой рамы и боковых стенок, примыкающих к угловому фитингу.
Знаки высоты контейнера высотой более 2,6 м (8 футов 6 дюймов) содержат группы черных цифр на желтом фоне, обведенные черной рамкой. Верхняя группа цифр означает высоту контейнера в метрах с точностью до одной десятой, значение которых должно быть не меньше фактической высоты. Нижняя группа цифр означает высоту в футах с точностью до фута, значение которых должно быть не меньше фактической высоты.

 

На контейнер могут наноситься и другие знаки в зависимости от условий эксплуатации и характера груза (например, опасных грузов).

Расположение основных и дополнительных знаков на контейнере

 

Обязательные знаки (код владельца, идентификатор категории оборудования, серийный номер, контрольное число, коды размера и типа) должны быть расположены на контейнере максимально точно по схеме, приведенной на рисунке.

Обозначения размера и типа контейнера на крыше и на торцевой стенке являются дополнительными. Маркировка "NET/MACCA НЕТТО" является дополнительной. Прикрепление датчика системы автоматической идентификации оборудования (САИ) является дополнительным. Датчик системы автоматической идентификации оборудования (САИ) должен быть расположен на контейнере в соответствии с ISO 10374.

Любые другие знаки должны быть нанесены на контейнер таким образом, чтобы они не мешали расположению основных знаков по настоящему стандарту.

Дополнительную информацию по маркировке контейнера можно получить в стандарте ISO 6346.